Дореволюционное подземелье под Харьковской филармонией очистят от мусора городские спелеологи. Исследователи катакомб считают, что этот подземный ход хорошо сохранился и может стать одним из выдающихся культурно-исторических мест Харькова. Сейчас подземелье засыпано фантиками из-под сухарей и чипсов, пивными бутылками. «Мусор, который мы хотим убрать, собрался в основном в наше время – его просто сбрасывали в подземку, чтобы не валялся на дороге. Помочь вывезти мешки с мусором обещал Жилкомсервис», рассказал Игорь Денисенко, член правления фонда Дети подземелья.
Исследователь катакомб считает, что этот подземный ход хорошо сохранился и может стать одним из выдающихся культурно-исторических мест Харькова: нужно только навести в нем порядок, сделать водоотведение – и город получит «новое» колоритное место для музея или галереи. Свое «грязное» дело по расчистке подземного хода «Дети подземелья» собираются начать в первой половине августа. Площадь помещения, датированного концом XVIII – началом XIX века, – более 150 кв. м. Во времена Великой Отечественной оно использовалось как бомбоубежище, до этого служило хранилищем или складом.
Кроме бывшего бомбоубежища, в Харькове есть дореволюционные ходы под зданием горсовета, в районе Покровского и Успенского соборов, в начале ул. Полтавский Шлях. «Пока что нам известно 9 фрагментов в историческом центре Харькова, но на самом деле их больше», говорит Игорь Денисенко. Общая протяженность городского подземного мира XVII-XIX вв – до 5 километров, но самый длинный из известных участков – до 200 метров, а самая большая пещера – 650 м. В Харьковской области «Дети подземелья» исследовали уже около 2 км древних ходов. Спелеологи уверены, что дореволюционных убежищ и хранилищ, расположенных под историческом центром Харькова, осталось немного, и уже известным сооружениям должен присваиваться статус архитектурных и историко-культурных памятников.
Правда, пока что город не решается наградить таким статусом заброшенные катакомбы. Власти считают, что исследование харьковских подземелий важнее для безопасности наших дорог и домов, чем для истории
Информеры: Новый Регион |
|